понеділок, 17 березня 2014 р.

Метаморфозы памяти или несколько слов о беспечности.

Книгу Бориса Васильева «Завтра была война» я читала всего один раз, в старших классах школы, она была одним из произведений внеклассной программы.  Журнал «Юность», в котором была напечатана повесть,  мне дали всего-то на два дня – живая очередь жаждущих прикоснуться к новейшей литературе  была оформлена уже на месяц вперед, и растягивать чтение не было никакой возможности.  
Я глотала  страницы повествования без особой расстановки и излишнего осмысления: подростки образца далекого 1941 года были мне не очень понятны и, по большому счету, не особо интересны. Кроме того,  тема Великой Отечественной в школьной программе тоже была не новой, так что, по-хорошему, привлекал в большей степени сам факт недолгого обладания вожделенной «Юностью».

К стыду своему, сегодня, я не помню ни имен героев книги, ни собственно событий, лишь общую канву и какие-то отрывочные, довольно бессвязные, фрагменты. Вот только спустя столько лет недолюбленная и, наверное, недооцененная мною книга напомнила о себе самым неожиданным образом.
Сначала зловеще актуально и осязаемо страшно всплыло название: «Завтра была война».  И, вслед за ним, стремительная судорожная мысль: «Не дай Бог!»   В хороводе самых разнообразных новостей, слухов, аналитических сводок и просто разговоров о происходящем в воспаленном сознании уже несколько дней пульсирует только одна мысль – ТАК НЕ МОЖЕТ БЫТЬ, ТАК НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ, ТАК НЕ БУДЕТ! Не будет никакой войны, это просто невозможно!!!
И вот тут я почти дословно вспомнила цитату из давно забытой, прочитанной по-диагонали, книги. Цитату, которая теперь кажется почти пророческой:  «Между вами, вчерашними, и ими сегодняшними, лежит не просто поколение. Мы твердо знали, что будет война, а они убеждены, что ее не будет. И это прекрасно: они свободнее нас. Жаль только, что свобода эта порой оборачивается безмятежностью…»
Я не знала, что этот кусочек текста притаился где-то в уголке моей памяти, я не прикладывала никаких усилий, чтобы запомнить его тогда и уж тем более, чтобы вспомнить сегодня…  А ведь не даром вспомнилось. Это, к сожалению, действительно, про нас… Мы все, ВСЕ были убеждены, что самая страшная война позади и именно ее кровавые уроки НИКОГДА не позволят повториться этому кошмару.  И пусть на геополитической карте мира нет больше надписи СССР, остались независимые, свободные народы, которые вместе победили в той войне, а значит: «Никто не забыт! Ни что не забыто!»
Да, мы действительно, стали свободнее! Мы выучили не кастрированную большевиками историю своей страны и научились мыслить совершенно новыми категориями: национальная идентичность, патриотизм, стремление жить в правовом государстве и т.д. Но, именно свобода и память о братстве породили нашу если не безмятежность, то беспечность точно! Беспечность, с которой 23 года уничтожалась  боеготовность украинской армии. Беспечность, с которой «братскому» народу разрешили оставить на территории независимой Украины свой военный флот.  Беспечность, с которой президентом выбрали безграмотного, тупого урку. Беспечность, с которой доверили ближайшему соседу вопрос гарантий безопасности своей страны, не смотря на Чечню, Грузию и Приднестровье.  Беспечность, с которой доверчиво повернулись спиной к тому, кто уже предавал и не раз.
 «Между вами, вчерашними, и ими сегодняшними, лежит не просто поколение».  Сегодня между нами лежит гораздо больше, чем поколения… Наши деды «плечом к плечу врастали в землю»  по всей Европе 70 лет назад и твердо знали, что рядом с ними братья. Им не важна была национальность, вера, язык общения.
Сегодня больше нет слова «брат» в отношении к России, как к государству. Я ни в коем случае не имею в виду тех мыслящих и неравнодушных русских людей, которые понимают всю абсурдность и трагичность сложившейся ситуации! Я говорю о режиме. Захватчики братьями не бывают!  Есть враг, который уже не просто у ворот. Он уже в нашем дворе рубит деревья, подвигает забор и раскладывает костры из книг… Оккупанты-вырожденцы, без опознавательных знаков и признаков совести.
Я не знаю, будет ли завтра война. Всей душой надеюсь, что не будет, потому что мои друзья, мой брат и мальчишки с соседнего двора уже получили вызовы в военкомат! Я искренне верю в то, что имперские цепные псы с миром уйдут в свою великодержавную. А мой народ, который говорит и молится за мир в Украине на русском, украинском, татарском, болгарском, румынском, иврите и многих других языках, будет процветать на своей родной земле и НИКОГДА БОЛЬШЕ НЕ БУДЕТ БЕСПЕЧНЫМ!


Немає коментарів:

Дописати коментар